Городские легенды

Это истории, которые знает каждый житель города. Откуда? Резонный вопрос. Возможно, услышал в детстве, или прочитал в газете, или (о, это самый верный способ!) услышал в кабаке от подвыпившего незнакомца. Это — отличные байки для вновь прибывших. И никто, разумеется, не воспринимает эти истории слишком серьезно.

Легенды Санкт-Петербурга

Призрак ростовщика

Жил на Фонтанке ростовщик. И такой он был хитрый, осторожный и бережливый, что стал, поговаривали, богаче самого императора. Был у того ростовщика единственный сын. Но и тот боялся попросить у отца лишнюю копейку. Раз юноша проигрался в дым, оставшись в больших долгах. Боясь рассказать о случившемся отцу, юноша с горя сиганул в Фонтанку с Инженерного моста и погиб. Когда соседи пришли к старику рассказать о случившемся, они не застали того дома. Не объявился он и позже. Ходили слухи, что он увидел произошедшее в окно и последовал за сыном. Но и богатства его бесследно исчезли. Однако с тех пор на Фонтанке, поговаривают, ночью прохожие видят старого ростовщика, идущего по мосту. А ещё говорят, что если кто под гнетом финансовых невзгод решит свести счеты с жизнью на этом мосту, к нему подходит старик и предлагает денег в долг. А на вопрос: «А какие условия?», отвечает: «Я сам возьму позже с тебя долг, будь спокоен».

Пиковая дама

Жила в Петербурге одна красавица, Акулина Григорьевна Гревцева. Была она молода, обеспечена, при титуле. Юноши стрелялись из-за одного её нелестного замечания в свой адрес. Замуж она не спешила, ей доставляло большее удовольствие разбивать чаяния бесконечной череды кавалеров. Подлинной страстью Акулины были карточные игры. Азартнее женщины не видало зеленое сукно. Однажды ночью случилось неизбежное. Акулина проиграла за карточным столом всё свое состояние. Случилось так, что за тем же столом сидел в ту ночь граф Сен-Жермен. Говорят, один из его подручных был застрелен на дуэли, случившейся из-за взбалмошности Акулины. Сен-Жермен подошел к красавице и пообещал хорошую сумму денег, а также маленький секрет выигрыша, если та исполнит его маленькую прихоть. Акулина была уверена, что знала, о чем он. Но Сен-Жермен попросил каплю её крови. С того для Акулина Григорьевна блистательно играла в карты, но дурнела на глазах. Уже через несколько месяцев едва ли кто-то счел бы её привлекательной, а вскоре она и вовсе пугала своим видом. До конца жизни её окружение составляли только девочки-бесприданницы, которых она брала в компаньонки и пыталась измучить своими придирками и капризами. Картёжники тоже сторонились её, называя за глаза «Пиковой дамой».

Часы на Думской башне

Часам на башне Городской думы долго не везло. Пятьдесят лет простояла башня и двенадцать часовщиков пытались предложить новейшие часовые механизмы. Часы на Думской башне начинали врать, не проработав и года. Тринадцатым был мастер Винтер. Он утверждал, что был знаменитейшим часовщиком Баварии. Только достоверных сведений о нем ни у кого из дипломатов не было. Однако городское управление дало часовщику шанс. Винтер работал всего несколько суток, и день и ночь не покидая башню. И в пятницу перед Пасхой Невский проспект впервые услышал бой часов. Они были торжественно открыты через несколько дней. Винтер должен был получить свой гонорар, но произошел странный казус. Мастер наотрез отказался отдавать городскому управлению ключ от часов. Он клялся, что часы будут идти точно сотню лет. Но кто ж ему верил? Часовщик покинул город, осыпая его проклятиями, не получив денег. Но часы Винтера с тех пор не соврали ни на минуту.

наверх

Легенды Лондона

Железная маска

О том, что в Тауэре некогда содержался таинственный заключенный в Железной маске, знает вся Европа. Шепотом говорят о том, что заключенный 64389000 — брат-близнец короля Людовика XIV. Но коренные лондонцы не верят этой истории. Хотя она и хороша для романов. История, известная лондонцам, состоит из осколков, каждый из которых заставляет кровь стыть в жилах. Один: таинственный узник — чудовище, жившее под Лондоном, питавшееся человеческими душами и превращавшее тела жертв в кровавое месиво. Другой: жертвы были не в силах сопротивляться и даже кричать, потому что чудовище одним взглядом в глаза сковывало их волю. Третий: изобретатель, сделавший маску и оковы, отдал взамен душу дьяволу. И, наконец, последний, в который менее всего хочется верить: чудовищу удалось сбежать из Тауэра. Впрочем, этому бесчеловечному монстру лондонцы дали вполне человеческое имя — Джек.

Доппельгангер

Однажды ночью архивариус Кларк Рид, возвращаясь домой по Флит-стрит, услышал за спиной шаги. Он ускорил шаг, шаги тоже ускорились. Свернул, незнакомец следовал за ним. Холодея от ужаса, Рид обернулся и увидел... самого себя! Сердце архивариуса кольнуло и он бежал до дома так быстро, будто вихрь нес его. Дома супруга объяснила ему, что нельзя так долго засиживаться на службе, и налила стакан хорошего виски. Но утром архивариус не проснулся. Всё это не опровергает слова мудрой женщины, однако ту же историю рассказывали студенты о своём друге, безвременно скончавшемся ночью по непонятной причине. И известный в городе врач — доктор Олдридж, как говорят коллеги, утверждал незадолго до смерти, что встретил на улице свою точную копию. А был, казалось бы, старым циником. Так что если ночью на Флит-стрит вы слышите шаги — не оборачивайтесь.

Дама, говорящая с воронами

На площади перед Тауэром иногда появляется нищенка — старая женщина в темных одеждах вдовы. Часто старухи привечают бродячих собак или кормят голубей, но эта особенная. К ней слетаются вороны. Туча ворон невесть откуда появляется над Тауэром. Они кружат над нищенкой, садятся ей на колени. Говорят, она шепчет им что-то. Они отвечают ей дружным карканьем. Деды говорили, что видели её, когда были детьми. И она была так же стара, как в детстве наших отцов. Если задать ей вопрос, гласит молва, получишь точный ответ — хоть о прошлом, хоть о будущем. Но ответ тебе не понравится.

наверх

Легенды Вены

Флейта Крысолова

Этот случай произошел на Нашмаркте году так... Да кто ж помнит, какой тогда был год. Какой-то человек в драной одежде, похожей на шутовскую, ходил по рынку и кричал: «Дудка Гамельнского крысолова! Кому дудку Гамельнского крысолова?». Кто-то подходил к нему и спрашивал о цене, но тут же, перекрестясь, отходил. Молодой плотник, кажется, звали его Иоганн, а может быть, Марк, а может, и Лука, подошел к нему и спросил, сколько. «Душу» — сказал человек. Ведь у ловца душ не может быть своей души. Иоганн что-то ещё сказал шуту. Тот подмигнул. С тех пор никто не видел плотника по имени Иоганн. Или Марк. Да и оборванца с рынка больше в городе не встречали.

Восковая Дева

При Наррентурме, как известно, есть анатомический музей. Восковые фигуры, хранящиеся там, вызывают восторг всех приезжих ученых и ужас у обычных горожан. Звездой коллекции музея была «Восковая Дева». Модель, сделанная мастером с его юной возлюбленной, умершей за месяц до свадьбы, как говорили. Редкой красоты была девушка. Несколько лет назад Дева пропала. Кто и как смог похитить восковую куклу из музея — вопрос, оставшийся без ответа. Но люди, конечно же, говорили, что Дева вовсе не пропала, а ожила. И теперь бездушная восковая кукла живет где-то среди людей.

Призрак оперы

Когда здание Венской оперы только строилось, придворной оперой руководил могущественный Франц Легри. Именно его красноречие и любовь к музыке заставили императорскую казну потратить кругленькую сумму на строительство. Он уже строил планы на несколько сезонов вперед. Но в труппе у него был могущественный враг. Юное и амбициозное сопрано Мария Карда хотела быть примой. Однако путь к её мечте преграждал досадный факт: Мария фальшивила, а Франц Легри не терпел фальши. Красавица Мария пыталась соблазнить его, но встретила лишь насмешки. Да только не все мужчины были столь устойчивы. Говорят, она соблазнила кого-то очень высокопоставленного. Наиболее смелые шептались — кого-то из императорской семьи. Ещё говорят, что Франца Легри отравили на званом ужине в честь его же юбилея. Однако медицинские свидетельства отрицали насильственные причины смерти. Премьерный «Дон Жуан» был посвящен памяти маэстро и встречен восторженно. Хотя исполнительница донны Анны — Мария Карда — сфальшивила в самой драматической сцене. Ровно через сутки Мария, казавшаяся очень счастливой предыдущим вечером, повесилась в собственной гримерке. Возможно, дело было в любовных перипетиях. Но старый костюмер той ночью, мертвецки напиваясь в ближайшем кабаке, болтал, что видел в коридоре оперы призрак покойного директора, который подмигнул ему и сказал: никто не будет фальшивить в моем театре.

наверх