Экономика

Деньги

На игре имеют хождение следующие валюты: английские фунты, русские рубли, австрийские кроны и венгерские форинты. Межбанковские соглашения и золотой стандарт делают курс валют неизменным (на игре колебания курса не планируются). В большинстве случаев все деньги принимаются взаимозаменяемо на территории трех Великих держав.

На деньги можно:

  • купить массово произведенный гаджет;
  • оплатить кредит за пользование символами статуса;
  • поесть в кабаке;
  • купить в лаборатории набор запчастей для сбора прототипов;
  • подготовиться к экспедиции;
  • оплатить лечение;
  • оплатить пользование патентом;
  • подкупить полицейского, послать курьера, отблагодарить швейцара, подарить, нанять громилу и произвести прочие мелкие транзакции между персонажами.

Деньги являются игровой ценностью, свободно побираемы и переходят от персонажа к персонажу без участия мастеров.

В принципе, игроку, который не хочет играть в экономику, ничто не помешает не играть в нее. Но те игроки, которые все же хотят получить немного денег в свое распоряжение, могут сделать это следующими способами:

  • получить доход от ценных бумаг;
  • получить зарплату или жалованье в своей организации;
  • запатентовать полезное изобретение;
  • получить в качестве взятки, оплаты услуг или благодарности от других персонажей.

наверх

Микроресурсы

Это шестеренки и проволоки, песок для алхимии.

Покупаются у мастеров случайными наборами, также являются субпродуктами промышленного производства и работы шахт. Имеют свободное хождение, побираемы, используются для сборки гаджетов и алхимических разработок.

Персональные гаджеты

Собираются инженерами на игре из готовых комплектов или микроресурсов. Имеют свободное хождение, побираемы. Подробнее смотри в соответствующих правилах (инженерия, гаджеты, патенты).

наверх

Большая экономика

Кроме личной «маленькой» экономики на игре моделируется «большая» экономика, в которой участвуют компании, правительства, банки и важнейшие аристократические семьи. В ней работают роботы, макрокарты, заводы, концессии.

Деньги, которые крутятся в большой экономике, ни один разумный человек не будет держать в виде наличности, скорее всего превратит их в драгоценные камни, красную ртуть или ценные бумаги.

Объекты большой экономики — драгоценные камни, товары, станки, ценные бумаги.

Красная ртуть

Получается странами из обычной ртути с помощью станка Ломоносова. Державы держат монополию на производство красной ртути. Используется в промышленном производстве и роботах, а также при производстве прототипов. Небольшие количества ртути могут обладать очень большой ценностью, что делает красную ртуть, наравне с драгоценными камнями, удобным способом проводить неофициальные сделки. Переносима, отчуждаема, свободно оборачивается между игроками.

Драгоценные камни, символы статуса

Изготавливаются ювелирными цехами (Сваровски, Фаберже и т. д.) из больших количеств сырья. Могут использоваться для разведки и планов (см. правила по роботам и политике), драгоценные камни и символы статуса из них имеют большое значение в обществах Вены и Санкт–Петербурга (подробнее в правилах по символам статуса).

Символы статуса — правительственные награды или фамильные драгоценности, составляющие немалую часть состояния семьи. Также нередко символы статуса берутся в кредит у банка или у производителя (особенно это актуально для тех, кто завоевал свое положение недавно).

Товары

Ресурсы в количестве, слишком большом, чтобы ни один, ни дюжина человек не могли бы перенести (тонны угля, стали, нефти и ртути, готовые запчасти для ОБЧР(п) и дирижаблей, станки, гаджеты для улучшения концессионных земель), представлены на игре бумагами на владение. На бумагах указан город, в котором товары хранятся, и владелец. Бумаги побираемы, но изменить владельца на них можно только на Лондонской всемирной бирже. Если владелец бумаг не присутствует при сделке — можно только похитить часть товаров, прикрепив к полученным товарам улику. Товары с прикрепленной уликой считаются подозрительными.

Перемещение товаров

Переместить товар из города в город можно, заказав перемещение на Лондонской всемирной бирже, оплатив перемещение и пошлину. На начало игры все Державы разрешают перемещение всех товаров через свои границы с разумной пошлиной, но могут изменить пошлину или запретить перемещение каких–либо товаров на заседании правительства (см. правила по политике).

Кроме того, товар может быть перевезен через границу владельцем дирижабля:

  • пошлину при этом платить не надо, запреты также игнорируются, цена договорная;
  • товар нужно передать владельцу дирижабля;
  • товар, перевезенный таким способом, становится подозрительным (улику прикрепляет владелец дирижабля).

Подозрительные товары

Если на бумагах, подтверждающих владение, прикреплена улика, то такой товар считается подозрительным. Он обладает всеми теми же качествами и может быть использован как обычный товар, но «в сопроводительных документах какая–то неясность».

Законы, касающиеся подозрительных товаров, разнятся в разных странах.

Ценные бумаги

Акции предприятий и облигации держав. Служат платежным средством. Кроме того, приносят небольшой доход в деньгах раз в цикл. На каждой ценной бумаге указан владелец и циклы, за которые доход с бумаг получен. Бумаги (кроме бумаг на предъявителя) непобираемы, изменить владельца можно только подписью предыдущего владельца или решением правительства согласно правилам по политике.

Богатые люди часто отдают бумаги в управление банкам, предпочитая время от времени получать доход в банке, а не бегать между компаниями и казначействами, собирая проценты со своего обширного диверсифицированного пакета.

Акции приносят фиксированный доход раз в цикл, но обладают голосом на собрании акционеров.

Обычные облигации приносят стабильный доход (меньший, чем акции) и являются платежными средствами на бирже, если государство не находится в кризисе или дефолте (см. Бюджет).

Облигации выпускают Корпорации и Великие державы. Иногда облигации корпораций называют акциями.

Погашение обязательств

Если выпустивший ценную бумагу получает ее в свое владение, он может погасить обязательство.

наверх

Организации, задействованные в экономике

Лондонская всемирная биржа

Лондонская всемирная биржа — центр деловой активности Великих держав. Тут торгуют и управляют товарами, акциями и облигациями, здесь всегда можно найти нотариусов для заключения сделок (подробнее в правилах по бирже).

В качестве платежных средств на бирже на начало игры используются обычные облигации Держав. Возможно изменение этого положения в течение игры.

Организации

Организации — отдельные министерства, правительства, акционерные общества, концессии. Внутри они работают по–разному, но есть общие черты.

У каждой организации есть Устав (конституция), Глава, Печать, Бюджет, Обязательства и Вакансии.

Концессии

Концессии по схеме управления похожи на организации, но вместо ценных бумаг потребляют и производят ресурсы.

Кабаки

Продают еду за игровые деньги. Мастера забирают 50–80% выручки (в зависимости от уровня цен кабака).

Заводы

На заводах производятся из угля, стали, химикатов и красной ртути разные товары, запчасти ОБЧР, массовые гаджеты и прототипы.

Модель промышленного производства в разработке.

наверх

Работа организаций

Бюджет

У каждой организации есть бюджет. Модель зависит от типа организации (компания, концессия, правительство, министерство). Взаимодействие с моделью бюджета выглядит так: глава организации каждый ход получает отчет с описанием текущего состояния организации и возможными действиями. На этом же отчете он отмечает свои действия, заверяет печатью и тем же путем отправляет обратно, приложив необходимые для действий бумаги или предметы.

Выпуск обязательств

Одно из действий, доступных Главе организации, — выпуск обязательств (обычно при профиците бюджета). Со следующим отчетом Глава получит соответствующие ценные бумаги. Выпуск государственных ценных бумаг чуть сложнее и требует заседания правительства.

Вакансии, зарплата

Каждая организация имеет некоторый пул вакансий, на которые она может нанять персонажей. Персонажи получают зарплату (обычно в банке) каждый цикл. В зависимости от состояния бюджета организация может сокращать существующие вакансии или вводить новые.

Дефолт, кризис

Если организация не может выполнить свои обязательства или не может составить приемлемый бюджет — она впадает в кризис. Обязательства организации в кризисе не выполняются, если обязательства этой организации принимались как платежные средства на бирже — они перестают приниматься до разрешения кризиса.

Если организация в кризисе опять не выполняет своих обязательств — наступает дефолт (банкротство).

Предприятие при банкротстве теряет все свои активы, они выставляются на продажу на биржу, выручка делится между кредиторами организации.

Государство в кризисе не может выпускать обязательства, собирать пошлины и т. д. Возможны и другие, весьма прискорбные, негативные последствия.

наверх

Товары народного потребления (ТНП)

Большие партии гаджетов не самого высокого качества, моделируемые как товары, называются на игре ТНП (товары народного потребления). Они предназначены для использования массами персонажей, которые не представлены на игре, но участвуют в модели конкуренции и спроса.

Классификация

Гаджеты разделены на 4 категории по тому, какой спрос они удовлетворяют (подробнее — на полигоне). Некоторые гаджеты удовлетворяют спрос в двух и более категориях.

Спрос

Спрос на полигоне разделен на 4 группы по типу гаджета и на 4 локации (Англия, Россия, Австро-Венгрия и «весь остальной мир»). Для выпуска ТНП на рынок державы ТНП должен располагаться на складах в соответствующей локации.

Выпустить ТНП на рынок «всего остального мира» можно из любой державы, которая не запретила вывоз ТНП за пределы, в которой нет дефолта и которая владеет хоть одной точкой на макрокарте, кроме зоны высадки.

Единицы спроса делятся между корпорациями, выпустившими однотипный ТНП на одном рынке. При невозможности поделить нацело, лишние единицы идут к корпорациям той страны, на чьем рынке происходит действие (например, в России — путиловскому заводу и т. д.).

Неудовлетворенный спрос переходит на следующий ход, частично распределяясь между другими категориями.

Инновация — источник прибыли! Выпуск инновационного ТНП (со свойствами, которые не появлялись на рынке раньше) на любом из рынков также собирает спрос в данной категории со всех прочих рынков.

ТНП — это гаджеты

Каждый ТНП — это массово произведенный гаджет со своим числом Декарта и свойствами. Корпорации (см. правила по организациям) могут выпускать ТНП на рынок той или иной страны, получая тем самым пополнения бюджета. Размер пополнения бюджета зависит от того, большой ли спрос на этот конкретный ТНП назрел на рынке и сколько всего ТНП этого типа было продано в этот ход.

наверх

Промышленное производство

Промышленный автоматон

Сами автоматоны на игре не представлены и моделируются пультом управления автоматонным комплексом (иногда его по привычке называют «станком»).

Моделируется станок столом с карточкой автоматона и двумя коробками — «вход» и «выход».

Поддержка в бюджете. Автоматоны — дорогие в обслуживании и чаще всего состоят на балансе той или иной организации. Бывают также небольшие автоматоны, стоящие в английских лабораториях, которые не требуют содержания на балансе, но и ограничены в возможностях.

Слоты производства, вход и выход

В начале каждого производственного цикла во входном ящике игротехник оставляет несколько конвертов с бланками заявок на производство — в зависимости от «количества партий в цикл» автоматона. Далее игроки оставляют заполненные заявки на производство и необходимые для этого ресурсы в конвертах. Вопрос доступа к пульту автоматона — игровой. Конверт, положенный в ящик «вход», достать уже нельзя. В конце каждого производственного цикла игротехник кладет в ящик «выход» конверты с готовой продукцией.

Если для производства требуется макроресурс, то автоматон может принять только макроресурс, находящийся в том же городе, что и он сам.

Если производится макроресурс (ТНП или автоматон), то он отгружается на склад в том же городе, где находится автоматон. Владелец получившегося ресурса должен быть указан в заявке на производство.

Излишек макроресурса отдается автоматоном обратно.

Некорректная заявка может быть не обработана автоматоном, часть сырья может быть испорчена.

NB! Неисправный автоматон может выдать не то, не тогда и не тому, но подобных случаев давно не было.

Разборка автоматона

Владелец автоматона всегда может разобрать его. При разборке автоматон становится товаром, может быть перемещен, куплен, продан или передан как любой другой товар. При обратной сборке игроки устанавливают пульт автоматона (стол и две коробки) на новом месте, после чего извещают мастеров. В следующем цикле станок начинает работать как обычно.

Разгон автоматона

При необходимости автоматон можно разогнать, используя красную ртуть. Несколько единиц красной ртути (в зависимости от типа автоматона) дают дополнительный производственный слот.

наверх

Производственные операции

Мелкие партии

Для производства мелких партий гаджетов нужно собрать некоторое количество схем согласно правилам по инженерии (минимальное количество определяется типом автоматонов) и поместить их на вход автоматона. По окончании рабочего цикла на выходе автоматона будут выданы собранные и готовые к использованию гаджеты (чип и схема, которые игроки должны прикрепить к антуражной базе). Можно совместить производство мелкой партии с производством ТНП.

ТНП

Для производства больших партий товаров, предназначенных для реализации через биржу, на вход автоматона подается схема, число Декарта и соответствующее количество макроресурсов. На выходе из автоматона будет ТНП, готовый к продаже (точнее, документы на товар, находящийся на складе). Можно совместить производство ТНП и одной или нескольких мелких партий, доложив количество схем, кратное минимальной партии автоматона.

ОБЧР и дирижабли

Запчасти для ОБЧР и дирижаблей производятся так же, как и обычные гаджеты, но требуют дополнительных затрат макроресурсов и не требуют патентов. Запчасть устанавливается на схему ОБЧР(п) в генштабе или на схему дирижабля в дирижабле (см. правила по ОБЧР и дирижаблям (в разработке) соответственно).

Трансформация макроресурса

С помощью красной ртути автоматон может трансформировать макроресурсы, получая эзрац-уголь, эрзац-сталь и эрзац-биоматериалы из стали, угля или зерна. Точную пропорцию предсказать нельзя, выход эрзац-продукта непредсказуем, поэтому к подобной операции прибегают в исключительных случаях. Эрзац-ресурс по всем свойствам аналогичен настоящему и по правилам Лондонской биржи считается настоящим и торгуется по тем же ценам.

Алхимия

Запатентованные алхимические зелья производятся автоматонами из алхимического песка. Для производства зелья на вход автоматона помещается пробирка с песком. На выходе — несколько сертификатов зелья.

Автоматоны и станки

Если в какой-то момент потребуется дополнительная мощность — всегда можно произвести новые автоматоны, они запатентованы во всех державах. Произведенный автоматон считается разобранным.

Таблица «Что необходимо для производства»

Слот станка

Макроресурс

Шестеренки

Песок

Патент

Мелкие партии

X

X

X

ТНП

X

X

X

Алхимические зелья

X

X

X

Запчасти ОБЧР(п) и дирижаблей

X

X

X

Автоматоны и станки

X

X

X

Трансформация макроресурса

X

X

Красная ртуть Красная ртуть

наверх